НАЗАД             НА ГЛАВНУЮ

 <<< Масонские символы в Риге - "Памятник свободы"           Масонские символы библиотеки - "Замок света", в Риге  >>>

Откуда флаг Латвии?

Красно-бело-красный - флаг балтийских славян!

Это и есть самый страшный секрет латвийской истории, тот самый неудобный факт, на признание которого никогда не пойдут упёртые латышские националы.

Красно-бело-красный - флаг балтийских славян!

Это  и  есть  самый  страшный  секрет  латвийской  истории,  тот  самый  неудобный  факт,  на  признание  которого  никогда  не  пойдут  упёртые  латышские  националы.  Им  гораздо  проще  и  политически  выгоднее  просто  игнорировать  значение  и  роль славянского элемента  в истории и культуре Прибалтики, изображая  русских  недавно  прибывшими  «колонистами»,  никогда  не  имевшими  в  Латвии  ни  корней,  ни  традиций.  Но  также,  как  проживавшие  на  территории, которая в средние века называлась Ливонией, племена ливов, земгалов, куршей, латгалов, эстов, селов  в  XVI-XVII вв.  сформировали латышский  народ,  так  и  русские  с  полным  правом  и  на  законнейшем  основании  могут  считать  себя  потомками  балтийских  славян  и,  прежде  всего,  вендов.  А  как  мы  уже  убедились,  венды,   как  никакой  другой  народ  оставили  свой  след  на  латвийской  земле,  внесли  огромный  вклад  в  культурно-историческое  богатство  Балтии.  Но  об  этом  вслух  говорить  сегодня  не  принято!

Единственный исторический источник, в котором описан данный флаг, и на основании которого он в наше время был провозглашён флагом Латвии - немецкая рифмованная хроника, в которой чётко сказано, что данный флаг был сшит по венедскому образцу, т.е. по образцу балтийских славян.



Примерно  в 1870 году в г.Дерпте,  как  тогда  назывался  Тарту, несколько студентов, входивших в общество младолатышей  (группа молодежи, поставившей себе целью пробуждение латышского национального самосознания), обратили внимание на то, что в Рифмованной хронике впервые как будто говорится о латышском флаге. Этим своим замечательным  открытием они поделились  с  другими.   Позднее,  основываясь  на версии, что в Рифмованной хронике описывается именно латышский флаг («красный с белой полосой»), младолатыши избрали его  своим  символом.  В начале ХХ века, когда  обсуждалось,  каким должен быть национальный флаг Латвии, высказывались разные мнения. Некоторые считали, что для латышей, за редкими исключениями (области Барта, Ница), красный цвет не является типичным. Например, М.Силиньш указывал, что в Северной и Западной Видземе доминируют темные краски -- зеленые, коричневые, синие.  А.Швабе считал, что древние латышские флаги были богато расписанными, вышитыми узорами.  Л.Лайцен пропагандировал оранжево-зеленый флаг, поскольку эти цвета доминируют в одежде латышей. М.Силиньш считал, что латышский флаг мог быть с перекрещивающимися синими и белыми полосами или зелеными и белыми.  В  общем,  спорам  не  было  конца.  В  конце-концов,  чтобы  прекратить     бесплодные  дискуссии, решили положиться на авторитет документа, в котором подтверждалась древность флага – «Рифмованную  хронику».  В мае 1917 года на заседании Общества содействия искусствам, на котором предлагалось несколько вариантов флага,  красно-бело-красный флаг был принят в качестве образа национального флага с соотношением горизонтальных полос 2:1:2 (чтобы, как тогда же отмечалось, он не совпадал полностью с австрийским флагом) и несколько сместив красный цвет к пурпурному.  

Как  же  звучит  в  переводе  с  латышского  языка (важный  нюанс!)  тот  самый  фрагмент,  который  определил  судьбоносное  решение?  Читатель,  изучи  внимательно.  Это  важно!
 Как стражи земли в Ригу спешили
Еще и цесисский отряд, как мне сказали.
Когда известие о войне услышали,
Один брат (рыцарь) сотню мужчин привел
Шли они бравые, величавые;
Флаг этого отряда красным был
Притом с белой полосой он
По обычаю цесисцев.
Цесисом называется там замок один,
У знамени его расцветка такая.
Тот замок средь латышей
Могу вам сказать; там женщины
Как мужчины скачут (на конях), такое обыкновение
У них. И это истинно вам
Я скажу, что латышский флаг этот.
В то время из них отряд маленький был,
Сто мужей в Ригу пришли.
Как вы это слышали.
И брат (рыцарь) их был ведущим,
Кому они охотно были послушны.   

Всё  понятно?  Согласитесь,  выглядит  безупречно.  Но  как  говорится,  есть  нюансы.  Дело  даже  не  в  том,  что  латгалов (лэттов)  в  данном  переводе  именуют  «латышами».  В Рифмованной хронике, содержащей 12016 строк, утверждению о том, что «красный флаг с белой полосой» -- «это флаг лэттов (латгалов)» («vor war ich uch daz, sagen kan, die banier der Letten ist») посвящено лишь две строки и больше нигде в тексте об этом не говорится.  Любопытно,  что  вообще  заставило  ее автора  считать,  будто  увиденный им осенью 1279 года флаг отряда ландвера, ведомый «братом-рыцарем» из резиденции Ливонского Ордена (Вендена) есть  «флаг лэттов»?

Как  известно, Рижский епископ для выполнения папской миссии и германизации восточной Прибалтики основал Орден рыцарей меченосцев. Их отличительным знаком стали красные крест и меч на белом фоне.  Ряды  орденской  братии  пополнялись  «пилигримами»  из  Германии, завербованными   на год.  В основном это  были  отпетые  ребята, которым  уже  нечего  было  терять.  За их услуги по колонизации Прибалтики им  было обещано полное отпущение всех  грехов.

Образовав государство в государстве, рыцари хапнули в свое прямое подчинение значительные  земли.  В  их  владениях  находился и Цесис (Wenden) – «город меченосцев».  Первый  каменный замок был построен в  этих  местах  в 1207 году, неподалеку от уже имевшегося старого, деревянного,  возле  озера Арайши, на территории, где жили венды.  По их имени новое  укрепление получило название замка вендов (castrum wendorum).   Позднее,  у   городища на Ореховой горе (Riekstu kalns)  появился  нынешний  цесисский  замок. Это городище в IX-XIII вв. было заселено вендами, жившими там рядом с латгалами.  Именно  их  можно  считать  основателями города Венден (Кies). О  нём  упоминает  ещё  Новгородская  летопись,  называя  «Кись», «Кесь».  На  языке древних славян,  это  означало  «домик», «жилище».
Разгромленный в 1236 году под Шауляем жемайтами и земгалами, Орден вливается в Тевтонский,  получая  соответственно  название Ливонского Ордена.  Рыцари меняют свою форму одежды,  надевая белые плащи с черным крестом.  В  XX веке,  получив  независимость,  латыши, стремясь освободиться от следов немецкого пребывания в Латвии, заменили название города Венден на Цесис.

В  оригинале Рифмованной хроники сообщается, что флаг, который нес отряд ландвера из Вендена, был красный с белой полосой по вендскому обычаю («mit einer banier rot gevar, daz, was mit wize, durch gesniten hute nach wendischen siten»). В тексте отмечается, что Венден -- замок, откуда и известен этот флаг, располагается на земле лэттов («Wenden ist ein burc genant, von den die banier wart bekant und ist in Letten Lant gelegen»). И  вот,  публикуя  старую  хронику  и  переводя  немецкий  оригинал на латышский язык, «Wenden» с  лукавой  непосредственностью  заменили  на «Цесис» (Cēsis).  Просто  и  изящно!  Таким  образом  народ  венды  превращается  в  «цесисцев»,  «wendischen siten» в «обычай цесисцев» (говоря  по научному,  этнонимическое обозначение подменяется топонимическим), а отряд «ландвера» в «латышский полк».  И  дело  в  шляпе!  У большинства наивных  читателей Рифмованной хроники в латышском переводе, не знакомых с историческими фактами, никаких проблем относительно того «что есть что» и «кто есть кто»  просто не возникает. Хотя в действительности,  читатель,  происходит подмена.  Грубо  говоря – подлог,  уголовно  наказуемое  преступление!  В  результате,  рождается  стойкое  заблуждение относительно действительной истории Латвии.   

Чтобы  облагородить  историю,  в начале ХХ века  в  Латвии  был  создан  своеобразный   латышский апокриф о происхождении красно-бело-красного флага. Появилась легенда, что в древние времена, когда латыши боролись с захватчиками-рыцарями за свою свободу, в одном из  боёв  они  захватили белый флаг врага.  Но  в  схватке  был ранен предводитель латышей. Этот флаг опустили  на землю и положили  на  него героического вождя. Тот созвал воинов вокруг себя и сказал, что если он умрет, то пусть они обещают бороться до тех пор, пока враг не будет разбит, а родная земля не станет свободной. Все поклялись. Предводитель умер, и когда его подняли с полотнища, то увидели, что оно стало совсем красным.  Лишь  белое  место  осталось  там, где находилось тело. Опечаленные и разгневанные смертью предводителя, латыши прикрепили окропленный кровью флаг к копью, бросились в бой и разбили завоевателей. Это событие якобы и послужило возникновению латышского национального флага.  Ничего  не  скажешь,  красиво…

На  свой  приоритет  в  принадлежности  красно-бело-красного  флага  также  претендуют  латгалы.  При  всём  нашем  уважении  к  этому  достойному  народу,  чьё  существование  в  нынешней  Латвии  отрицается  так же,  как  и  славянское  происхождение  вендов,  претензии  латгалов  малообоснованны. Даже  если  к  моменту  написания  Хроники,  латгалы  приняли  этот  флаг  как  свой,  но  в  первооснове,  он  безусловно  является  вендским.  Мы  полагаем,  что  автор Рифмованной хроники, сам рыцарь Ордена, утверждая, что флаг по вендскому обычаю – «есть флаг лэттов» (имеющий  как бы двойную принадлежность -- вендам и латгалам), тем самым хотел подчеркнуть, что лэтты теперь уже христиане, подчинены Ордену и находятся под началом «владетелей судеб рабов земли Пресвятой Девы» из Вендена (как пишет о рыцарях Генрих Латвийский). Символом этого успеха и является флаг «по вендскому обычаю».  Да и трудно предположить, чтобы войско, спешащее на помощь маршалу Ордена Герхарду Каценелленбогену для отражения набега на Ригу одного из местных племен, «охотно и с удовольствием» подчиняющееся «брату-рыцарю» ненавистного Ливонского Ордена, подняло бы перед битвой какой-либо местный флаг жителей Ливонии. Скорее  всего,  ко  времени  написания  Хроники,  различия  между  вендами  и  латгалами  были  уже  столь  незначительны,  что  на  них  никто  не  обращал  внимание.  Произошло  слияние  двух  народов.  Но,  по  сути,  упоминаемый  флаг  был флагом славян, ставших  волею  обстоятельств  союзниками  тевтонов,  и  помнивших  его как свой древний родовой символ,  «согласно  вендскому  обычаю».
Где  же  ещё  мы  встречаем  подобные  красно-бело-красные  флаги?  В  первую  очередь, напрашивается  аналогия  с государственным  флагом  Австрии,  столицей которой, как  известно,  является  город  Вена (Виндебож, Виндебон  в  древности).  Это же сочетание цветов считалось родовым у польских королей из династии Пястов.

Красно-белые цвета на флагах -- это традиционные цвета торгового ганзейского  союза, в состав которого входил также г.Венден. В Грюнвальдской битве поляки  захватили флаг Великого комтура Конрада фон Лихтенштейна,  «знамя с широкой белой полосой на красном фоне».  Великий комтур -- заместитель Великого магистра Тевтонского Ордена, правитель Мариенбурга (ныне  г.Мальборк в Польше).   Известен  красно-бело-красный флаг Крита,  долгое  время  принадлежавшего  Венецианской  республике.  Кстати,  свое название Венеция получила от латинского «Veneti», группы племен, населявших в древности берега Адриатического моря и, которые, по мнению древних авторов, являются предками славян.   

Конечно,  использование красно-белых сочетаний -- не редкость.  Но флаги именно в красно-бело-красном соотношении цветов и  в  соответствующих  пропорциях  распространены исключительно на территориях древнего проживания  славян-вендов.  Таким образом, флаг, описанный автором Рифмованной хроники как имеющий расцветку по вендскому обычаю, несомненно,  имеет  славянское  происхождение.

Историк Игорь Гусев

  Обсудить статью на ФОРУМЕ сайта



Яндекс цитирования