HEAD> Русские барды - русские ли?
         НАЗАД             НА ГЛАВНУЮ


 <<< Русские композиторы - русские ли?           Еще "русские в кавычках"  >>>

Русские барды - русские ли?



Владимир Высоцкий и Одесса
           

Каждый, кто любит и ценит творчество этого мастера, знает — Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года на Первой Мещанской улице, 126, ныне Проспекте Мира.

       

Каждый, кто любит и ценит творчество этого мастера, знает — Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года на Первой Мещанской улице, 126, ныне Проспекте Мира.

Всё это факты. Тем не менее, принадлежность его к Украине, в том числе к Одессе, также закономерна. Об этих его корнях известно меньше. Отец будущего поэта, певца, актера родился в 1915 году в Киеве на Бульварно-Кудрявской улице, 42 ( сейчас ул. Нероновича ). Учился он в школе № 67 на Ирининской улице в районе, где стоит известный памятник Богдану Хмельницкому, потом стал офицером и т. д.

Теперь о дедушке Владимира Семёновича. Книг и статей о нем нет, но тут на помощь биографу приходят архивы. Из них можно, в частности, выяснить, что он был киевским юристом. В сохранившемся списке нанимателей квартир по упомянутой Бульварно-Кудрявской, 42 за 1918 год (за этот год такие списки сохранились) указано имя жильца квартиры №9 на втором этаже: « Высоцкий Вольф Шлёмович, контору имеет». Это и есть Владимир Семёнович Высоцкий-старший, владелец адвокатской конторы. Адрес, отметим, полностью совпадающий с тем, где родился отец нашего большого талантливого современника.


Полезные советы автолюбителям Для того, чтобы брызгалки омывателя стекол не засорялись можно использовать медицинскую капельницу которая используется как трубка от mjxrf омывателя до брызгалок. Фильтр капельницы надежно фильтрует воду от мелкого мусора. Чтобы стекла автомобиля не запотевали рекомендуют натирать их мылом или обрабатывать мыльным раствором при помощи губки. Мыло с успехом можно заменить пеной для бритья. Летом, особенно за городом, на большой скорости в лобовое стекло часто врезается мошкара, оставляя следы, которые не поддаются дворникам и воде. Тем не менее, отчистить стекло очень легко. Возьмите бутылочку Спрайта, смочите в нем техническую тряпку и протрите загрязненную поверхность. От мошкары не останется и следа, а лобовое стекло вашего автомобиля засияет как после автомойки. Если резинки щеток стеклоочистителя загрубели и очищают стекло рывками, попробуйте их реанимировать. Для этого снимите их со щёток и искупайте в обычном бензине, затем промойте теплой водой с мылом и установите на место. Жидкость омывателя ветрового стекла будет намного эффективнее смывать грязь если добавить в неё пару капель средства для мытья посуды. Простейшую антенну для приёма FM-станций в зоне уверенного покрытия можно соорудить из Т-образного обрезка двужильного провода, спрятав его под панелью, под козырками, в боковом зеркале или другом укромном месте. Коль скоро речь зашла про подлянки, самое страшное орудия для этого - куриное яйцо. Сварившись в радиаторе или двигателе, оно забивает системы охлаждения или смазки. Протухнув внутри обивки сиденья, делает нежилым салон.Замерзнув на поверхности кузова, снимает с него эмаль. Очень полезно установить дополнительный замок на крышку бензобака, не столько опасаясь кражи бензина, сколько с целью предотвратить различные подлянки, самая простая и безобидная из которых - засыпать в горловину немного сахарного песку, который растворится в топливе и затем намертво карамелизируется в самом неподходящем для этого месте. Не советую хранить запасные ключи в автомобиле или на связке с основными, чтобы случайно не оказаться снаружи без единого ключа. Сделайте пару дубликатов ключа и храните их в укромном месте в гараже и других местах возможной стоянки автомобиля. Если Вы случайно закрыли ключи в салоне, самый простой способ вскрыть свой автомобиль - согнуть из стальной проволоки крючок и подцепить им тягу замка двери, продев крючок в уплотнитель стекла двери. Если сделать это аккуратно в уголке у средней стойки кузова, внешний вид абсолютно не пострадает. Если Вы случайно закрыли ключи в багажнике ГАЗ 3110,снимите задний номер и просверлите по центру небольшое отверстие, сквозь которое пинцетом потяните тягу замка багажника. Отверстие можно закрасить, залепить герметиком и прикрыть номером до следующего подобного случая. Почаще смазывайте тросы привода сцепления, дроссельной заслонки, заслонок печки, ручного тормоза, закапывая любое автомасло под оплетку при помощи медицинского шприца. Пользоваться приводами будет намного приятнее, а сами тросы прослужат намного дольше. Если двигатель перегревается в жаркую погоду при эксплуатации в напряженном режиме, есть старый испытанный способ помочь радиатору системы охлаждения - включить печку в салоне и открыть окна. Пожертвуйте своим комфортом и двигатель будет Вам благодарен. Совет о том, как определить степень изношенности ремней. Ремень привода распредвала подлежит замене при появлении на его рабочей поверхности трещин, а ремень привода генератора и компании прекрасно работает до тех пор, пока между этими трещинами не начнут отслаиваться и исчезать куски резины. Выезжая на мост или эстакаду морозной ночью желательно снизить скорость и быть готовым к тому, что под колесами окажется лед. Этот совет особенно актуален в весеннюю оттепель. Обдумывая маршрут, советую выбирать более длинную дорогу с хорошим покрытием, нежели более короткую с плохим.Расход топлива, целостность узлов подвески, экономия времени, Ваше моральное и физическое состояние в ваших руках. Если Вы затрудняетесь открутить гайку по причине коррозии и загрязнения резьбы болта, советуем очистить резьбу проволочной щёткой. Перед установкой болта на место также крайне желательно очистить его резьбу. Предварительная очистка резьбы сохранит Вам много времени, сил и нервов. Не побрезгуйте иметь под рукой корщётку!

Что касается дома, то, живя в тогдашнем Советском союзе, приезжая в Киев, я видел его недалеко от угла Дмитриевской улицы. Довольно крепкое старенькое здание с зияющими оконными дырами, оно производило впечатление отселённого, готового к сносу. С болью думалось: неужели это случится? К сожалению, о том, сохранилось ли оно или стало жертвой бульдозеров, живя уже много лет в Америке, я не знаю. Но вернусь к упомянутой домовой книге. Просматривая квартирные списки бывших жителей, я, помнится, ощутил чувство открытия, увидев запись, свидетельствующую о том, что в квартире №10 жил Высоцкий Лев Шлёмович (старший брат дедушки поэта!) — начальник Киевского отделения Одесского Коммерческого Училища.



На снимке: Вольф Ш. Высоцкий с
внуком Володей (крайний слева).


Тогда вспомнилось, как много лет назад я сидел в кабинете выдающегося знатока и историка Одессы А. А. Владимирского, мы обсуждали материалы для какой-то статьи и затронули в беседе Коммерческое училище. Владимирский в этом разговоре сказал мне, что представительства училища по городам Украины возглавляли только его выпускники.

Вот и вышла родословная поэта на одесскую борозду!

Должен признаться, что документов подтверждающих учёбу Вольфа и Льва Высоцких я не видел, т. к. эти архивы в годы моего проживания в Одессе были мне и многим другим совершенно недоступны. Они представляли «огромные государственные тайны» Советской власти. Впрочем, хочется верить, что эти документы не были уничтожены, сохранились и новая украинская интеллигенция их «раскопает», обнародует. В биографии Высоцких, во всяком случае, в украинском — киевском и одесском — колене Владимира Семеновича Высоцкого-поэта, белых пятен не останется. Один « козырный туз» в моих розысках именно одесских корней его у меня все же есть — первая жена Вольфа Шлёмовича Высоцкого похоронена в Одессе на старом Слободском кладбище. Так что, когда речь идёт о поэте Владимире Семёновиче Высоцком — гордости великой русской культуры, мать которого Нина Максимовна была русская, почитателям его таланта следует знать : по крови он наполовину был еврей.

Как чувствовал себя полукровка Высоцкий в двух религиях? Этот вопрос очевидно не простой. В истории достаточно примеров лютого антисемитизма полукровок. Кстати, замечу, менора и мезуза в квартире у Высоцкого на Малой Грузинской, 28 были. Видел лично.

Вспоминается эпизод из советских времен. Как-то позвонил мне домой старый приятель, обратился с просьбой выступить на одном из вечеров Одесского концертного зала "Куяльник", где он работает, так как в те дни он принимал участников съезда механизаторов и полеводов нечернозёмной полосы России. О чем мог я выступить там? Ну, понятное дело, ни о комбайнах или о посевах! Старым друзьям отказывать грешно, поэтому мы договорились, что своё выступление, я сделаю о Высоцком.

Зал, где это происходило, был полон. Собралось, думаю, полторы тысячи человек. Из Вологды, из Рязани, с Тамбовщины… К моему удивлению, аудитория была чрезвычайно внимательна, как губка впитывала в себя фразы о рифмах, гиперболах, метафорах и тому подобных вещах, весьма отдаленных от их профессий. Конечно, говоря о творчестве Высоцкого, я не мог обойти его биографию и заметил, что наполовину он еврей. И вот в конце выступления, по привычке предлагая желающим задать вопросы, вижу, как в середине зала поднимается молодой парень огромного роста и телосложения, и , заикаясь от смущения, говорит: «Евгений Ефимович, вы вот сказали, что Высоцкий — еврей, но почему же он написал одну песню, которая заканчивается словами: «… и бью я жидов, и спасаю Россию!»… Не помню, как она называется…». «Антисемиты», — подсказываю я и чувствую, что начинаю светиться как одесский маяк.

Прошу у публики полностью ответить на этот вопрос, так как это займет некоторое время. Публика — а в зале такие чистейшие русские лица! — за.

С небольшими сокращениями приведу тут сказанное тогда, так как, полагаю, — если та аудитория давно исчезла, — вопрос остался актуален.

Так вот, герой «Антисемитов» — молодой парень, с еще не определенной жизненной позицией, решает вопрос, что ему делать?


Зачем мне считаться шпаной и бандитом,
Не лучше ль податься мне в антисемиты?
На их стороне хоть и нету законов, —
Поддержка и энтузиазм миллионов.

Решил я — и, значит, кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты?
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет?



Ситуация, кажется, ясная. Молодой повеса решил податься в громилы, у которых есть поддержка «миллионов» и для которых «нету законов». Правда, автор песни показывает его неуверенность: а вдруг, не дай Бог, это кто-то приличней его и будет наказание? Оттого-то надо перед тем, как сделать решительный шаг, получить на этот счет хотя бы какие-то знания! К кому пойти? Повеса выбирает друга, с которым когда-то проводил время…


Но друг и учитель — алкаш в бакалее
Сказал, что семиты — простые евреи.
Да это ж такое везение, братцы,
Теперь я спокоен, чего мне бояться?



Вот здесь и начинает разворачиваться интрига. Начало завязки просто как рубль, а огромно как доллар! В самом деле, кто у Высоцкого несет «антисемитские знания»? Да ведь это — «алкаш в бакалее»! Даже по советским представлениям об уме, порядочности, совести — ниже ступени не существовало!


Я долго крепился, ведь благоговейно
Всегда относился к Альберту Эйнштейну.
Народ мне простит, но спрошу я невольно:
Куда отнести мне Абрама Линкольна?

Средь них — пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них — уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма
И даже основоположник марксизма!



Обратите внимание, как интересно разворачивает Высоцкий тему, как очевидно иронизирует над повесой, прельстившимся антисемитизмом! В тексте появляются такие дикие с точки зрения цивилизованного человека, как «обличения» евреев в том, что они пьют христианских младенцев и распяли Христа… Однако опять-таки — в чьих устах! В устах алкаша, ничтожества! Далее, в том же тексте, впрочем, есть и слова: «… Украли, я знаю, они у народа весь хлеб урожая минувшего года». Эта часть «Антисемитов » требует пояснения. Песня была создана в 1963 году, то есть в году, который многим людям старших поколений сейчас памятен как один из пиков хрущевского « волюнтаризма ». Вместо хлеба тогда на многих землях, даже там, где обычно сеяли пшеницу и рожь, высаживали по решению из Кремля кукурузу. С обычным хлебом возникли огромные проблемы, его продавали по талонам один два-раза в неделю. Причем же здесь евреи ? Действительно, к хлебным советским проблемам 1963-го года они имели такое отношение, как я, например, к вождю апачей Чингачгуку. Высоцкий же, взваливая в своей песне на евреев вину за это, разумеется лишь горько смеялся. Но евреи в тексте « Антисемиты », конечно, были виноваты не только во всех смертных грехах прошлого и настоящего, они виноваты и в том, что, обворовывая Россию, продолжают жить в прекрасных условиях :


По Курско-Казанской железной дороге
Построили дачи, живут там как боги.
На всё я готов — на разбой и насилье —
И бью я жидов, и спасаю Россию!



Дачи, построенные по Курско-Казанской железной дороге, — и об этом Высоцкий знал прекрасно — принадлежали членам политбюро ЦК КПСС и их приближенным… Так что, учитывая эту деталь, ошибиться в направленности песни, внешне окрашенной сомнительным душком, трудно. Так что, психологически доводя до точки кипения молодого героя-повесу, автор в действительности высмеивал через его « уроки » алкаша грубый, хамский антисемитизм. Из реальных слухов поэт создал произведение не антисемитское, а обличающее антисемитизм. Иное дело, всегда ли этот комический аспект « Антисемитов » понимался в народе правильно?..

Для меня лично Владимир Семенович Высоцкий антисемитом не был, быть не мог. Да и как мог бы, если еврейские корни его рода оказались в таком городе, как Одесса!


Еврейская голубятня на российской
эстраде


Как, по лицу, отличить еврея от
славяно-руса


Как латыши просили Сталина
"оккупировать" Латвию


Иудейская символика, в храме
Христа Спасителя

Владимир Ланцберг: Миссия русского еврея



Он — один из тех евреев, которые внесли свой неповторимый вклад в русскую культуру. А может, точнее, в субкультуру, каковой является бардовская песня на протяжении последних нескольких десятилетий. Неподцензурная, самиздатская, не допускаемая к теле- и радиоканалам (хотя и не политизированная) самоорганизующаяся в лесах, на квартирах, на полулегальных концертах.

Владимир Исаакович — наполовину одессит, у него здесь были «двоюродные», но давно разъехались на историческую родину или в другие, более сытные ареалы диаспоры. Сам Берг (так называли его друзья) практически всю жизнь провел в России: родился и учился в Саратове, жил в Краснодарском крае, потом в Москве. Стихи начал писать еще в младенческом возрасте, песни — в первом классе школы.


В середине 90-х Владимир Ланцберг стал членом Союза писателей России. Нелегальное раньше хобби — петь песенки — превратилось в достойную профессию, обеспечивающую уровень жизни московского среднего класса. Его гастроли, кроме России, не раз проходили в Израиле, Германии, США — там их организовывали русскоязычные еврейские общины. Число концертов и городов в каждой поездке исчислялось десятками (особенно в такой большой стране, как Штаты).

— Какой я немец? Такой же, как еврей. Я русский бард, — говорил Берг. Он и умер, как русский, в возрасте 58 лет — ровно такова сейчас средняя продолжительность жизни в России и в Украине. Свое еврейство он не нес над собой, как знамя, но и не стеснялся его, пел, легко и блестяще шутил по этому поводу.

Еврей в России хуже,
чем масон.
Совсем один в процентном
отношеньи,
для сотни коренного
населенья
он превращает жизнь
в кошмарный сон.


Он вездесущ.
Он за любым плечом.
Он в банке, на нехоженом
газоне,
в курятнике,
в правительстве, на зоне,
и все ему, прохвосту, нипочем.


В его руках — почтамт и
телеграф,
заводы, казино, аэродромы,
на совести — славянские
погромы
и что-то там насчет
гражданских прав.


И, в чью б ты родословную
ни вник, —
у каждого прабабушка —
из них.


Самиздат, в объеме которого Берг был на порядок больше редактором и издателем, чем автором, превратился в легальные поэтические и нотные издания узкого спроса. Их не признают ни консерваторские эстеты, ни широкие массы. Но в детских и молодежных лагерях, когда не случается под рукой киловаттных колонок, а есть только звуки леса, прибоя, реки и уют огня, тогда в торчащих на роке подростках просыпается дремучее человеческое. Они на чуть-чуть подзабывают «Гражданскую оборону», которая вообще рулез, но хором ее неудобно, и поют нечто, не помня где услышанное, не зная автора, не зная жанра, не зная, толком, себя: «Послушай, парень, ты берешь нелегкий груз!»


Еврейские корни Булата Окуджавы



Свою автобиографическую книгу "Упразнённый театр. Семейная хроника" (Москва, 1995 г.) Булат Окуджава начинает такими словами: "В середине прошлого века Павел Перемушев, отслужив солдатиком свои двадцать пять лет, появился в Грузии, в Кутаисе, получил участок земли за службу, построил дом и принялся портняжить. Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов* - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже".

Выходит, Булат Шалвович не исключал того, что его прадед был по происхождению евреем.

Павел Перемушев женился на грузинке Саломее Медзмариашвили. Их старшая дочь Елизавета вышла замуж за Степана Окуджаву и родила восьмерых детей. Один из них Шалва, отец поэта, женился на армянке Ашхен. Следовательно, в жилах Булата Окуджавы, кроме грузинской и армянской, вероятно, текла и еврейская кровь. И заявить об этом открыто в России - надо было обладать мужеством.

Господа антисемиты должны грысть свои локти: не только у Александра Пушкина и Афанасия Фета были, возможно, еврейские корни, но вот и у Булата Окуджавы тоже (кстати Владимир Высоцкий - вообще еврей по отцовской линии: "...Гены гетто живут во мне...").

Булат Шалвович Окуджава родился и большую часть своей жизни прожил в Москве. Его все считали грузином. Он же ощущал себя просто русским поэтом и писателем и при этом не был равнодушным к судьбе евреев, сочувствовал их обидам.

Он презирал антисемитов.

Об этом он говорил, например, в относительно недавнем интервью русскому радио в Нью-Йорке. Это проявилось и в бытность его работы в 50-е годы в издательстве "Молодая Гвардия". Он ведал переводами стихов поэтов народов СССР на русский язык. Окуджава ушёл из этого молодёжного издательства, где его упрекали за то, что в списке переводчиков, которым он давал работу, были в основном русские поэты-евреи. Теперь их знают все любители поэзии и не только они. Это Юрий Левитанский, Давид Самойлов, Юлий Даниэль, Анатолий Найман. Ему было тогда сказано: "У нас русское издательство... Нужна пропорция...".

А история с публикацией в "Литературной газете" стихотворения Евгения Евтушенко "Бабий Яр". В то время поэзией здесь ведал как раз Булат Шалвович. После возникшего конфликта руководства газеты с партийными властями Окуджава навсегда покинул службу, уйдя на вольные хлеба.

Любая нетерпимость, поиск врага вызывали протест поэта. В одном из своих стихотворений, например, он, обращаясь к жаждущим враждовать и ненавидеть, предлагал каждому из них осудить прежде всего "себя самого", научиться "сначала себе самому не прощать ни единой промашки" и побеждать врага "не в другом, а в себе".

Эмиграция евреев, а по-существу исход их из отечества, не оставила его равнодушным.

Под крики толпы угрожающей,
Храпящей и стонущей вслед,
Последний еврей уезжающей
Погасит на станции свет.
Потоки проклятий и ругани
Худою рукою стряхнет,
И медленно профиль испуганный
За тёмным стеклом проплывёт.
Как будто из недр человечества
Глядит на минувшее он...
И катится мимо отечества
Последний зелёный вагон.
Весь мир, наши судьбы тасующий,
Гудит средь лесов и морей...
Еврей, о России тоскующий,
На совести горькой моей.



(стихотворение посвящено О. и Ю. Понаровским ) Какие чувства испытывает еврей-эмигрант, приехавший навестить оставшихся на родине родных и друзей, и какова она эта родина теперь?

Полезные советы автолюбителям Самая распространённая ошибка при зимнем пуске - выжатая педаль сцепления. Стартеру намного легче провернуть ведомый диск и вал в КПП, нежели коленвал, зажатый,поверьте, далеко не самым слабым усилием выжатого сцепления. Вышесказанное можно подвегнуть сомнению только при условии сильных морозов, если масло в коробке переменных передач замёрзнет, а оно там скорее всего не замёрзнет, ибо НИГРОЛом давно уже никто не пользуется. Если Ваш автомобиль заглох в самом неподходящем месте,скажем на железнодорожном переезде, не заводится, а оттолкать его вручную нет возможности, включите первую передачу и стартером оттяните автомобиль в безопасное место. Этим способом советуем пользоваться только в самом крайнем случае. Проводя ремонтные работы на поддомкраченном автомобиле, снятое колесо советуем класть плашмя под рычаги подвески или под балку. Это позволит Вам избежать больших проблем со здоровьем, случись автомобилю сорваться с домкрата. Совет о том, как облегчить пуск дизельного двигателя
зимой при неисправной системе предпускового подогрева.
Просто впрыскните 5 мг бензина во впускной коллектор. Впрыскивать удобнее всего через штуцер, открывающийся
после снятия шланга рециркуляции картерных газов. Также вспомнил, что галогеновые лампочки нельзя трогать руками. Следы от пальцев на стекле могут привести к выходу лампочки из строя. Если всё же Вам пришлось дотронуться до стекла, полезно протереть колбу ваткой смоченной спиртом. Вода попавшая в фару головного света испаряется и конденсируется на стекле. Чтобы избавиться от данного явления достаточно вынуть лампочку и просушить оптику феном. Значительно улучшить внешний вид чёрных бамперов из ударопрочной пластмассы можно начисто вымыв и высушив их и обильно натерев чёрным гуталином.


Булат Шалвович в конце стихотворения, посвящённого Льву
Люкимсону, приглашает его пройтись по Безбожному
переулку Москвы и вглядеться в знакомые лица. Но
сначала он пишет:

Из Австралии Лёва в Москву прилетел,
До сестры на машине дожал.
Из окошка такси на Москву погдядел:
Холодок по спине пробежал.
Нынче лик у Москвы ну не то чтоб жесток -
Не стреляет, в баранку не гнёт.
Вдруг возьмёт да и спросит: "Боишься, жидок," -
И с усмешкою вслед подмигнёт...


Проявления антисемитизма многолики. Однажды, ещё в начале перестройки, один провинциальный российский дирижёр похвастался проверяющей комиссиии министерства культуры, что у него в оркестре уже нет ни одного еврея. На что получил такой ответ: "Это было слышно, когда ваш симфонический оркестр играл".

Будучи очень музыкальным, Булат Окуджава высоко ценил еврейскую задушевность и музыкальность.

Над площадью базарною
Вечерний дым разлит.
Мелодией азартною
Весь город с толку сбит.
Еврей скрипит на скрипочке
О собственной судьбе,
И я тянусь на цыпочки
И плачу о себе...


Хорошо понимая и чувствуя специфику исполнения еврейским музыкантом, Окуджава добавляет: "Какое милосердие являет каждый звук, а каково усердие лица, души и рук, как плавно, по-хорошему из тьмы исходит свет, да вот беда от прошлого никак спасенья нет".

Когда-то Есенин сетовал на то, что его стихи читают одни еврейские девушки. Евреи Советского Союза страстно полюбили грузина Окуджаву и разнесли эту любовь по всему миру. Например, в Израиле прошло по крайней мере уже три Международных Фестиваля его памяти. Поэт очень любил эту страну, ездил туда, любил встречаться там с друзьями. Однажды он застал большой снегопад в Иерусалиме, где "небо близко", и написал об этом тёплые, проникновенные строки:

В Иерусалиме первый снег.
Побелели улочки крутые.
Зонтики распахнуты у всех
красные и светло-голубые. Наша жизнь разбита пополам,
Да напрасно счёт вести обидам.
Всё сполна воздастся по делам
Грустным и счастливым и забытым.
И когда ударит главный час
И начнётся наших душ поверка,
Лишь бы только ни в одном из нас
Прожитое нами не померкло
br>
В другой раз он вспомнил своего тель-авивского друга, бывшего москвича, у которого "кипа, с темечка слетая, не приручена пока... Перед ним - Земля Святая, а другая далека".

Мне неизвестно, пел ли Окуджава свои "еврейские" стихи, были ли у него написаны соответствующие песни. Я же не мог не подобрать здесь, в Америке, в эмиграции, свои мелодии на почти все приведённые здесь стихи и пою их как бы от его имени. Творчество Булата Окуджавы, его неповторимый голос попали в мою душу ещё в 60-е годы ушедшего века и застряли в ней навсегда.

Года те уж стали историей,
Но вечна с тем голосом связь.
Наверное, не по теории
Свобода с него началась.


Институт кантонистов просуществовал в царской России 130 лет, вплоть до 1856 года. С 1827 года в кантонсты забирали еврейских мальчиков с 12 лет (иногда и раньше).

Военная служба засчитывалась с 18 лет и продолжалась 25 лет. Как правило, дети больше никогда не видели своих родителей, тем более что их сразу отправляли подальше от родных мест. Мальчиков наси-льно обращали в православную веру и присваивали русские имена, чаще имена крестных отцов. Были случаи, когда такие дети попадали даже в Персию. Там им присваивали персидские имена. Так возникла, например, фамилия Сапгир.

  Обсудить статью на ФОРУМЕ сайта



Яндекс цитирования