|
Здоровье так же заразно, как и болезни
Проблема влияния духа на тело стара как мир. Тем не менее о ней много пишут и будут писать еще больше. Причина заключается в том, что в большинстве случаев сам человек - причина как своей болезни, так и своего здоровья.
ПОНИМАЯ причину своей немощности, немецкий врач Вальдерштайн горестно сетовал: "О, зачем я не могу решиться раз и навсегда быть здоровым". Автор метода "самовнушения" Эмиль Куэ, безусловно, прав, называя "болезненное человеческое воображение главной причиной всех недугов". И действительно, если мы хотим, чтобы наш организм нормально функционировал, чтобы нас не покидали приподнятое настроение, чувство душевного комфорта, оптимизм, надо сделать гармоничным свой разум. Нельзя жить в тревогах, гневе, страхе, сожалениях, упрямстве и обидах и при этом надеяться, что с биохимией организма все будет в порядке.
В этой поговорке кроется физиологическая истина: на биохимию человека влияют как физические, так и ментальные воздействия. Люди в отличие от животных могут сами с помощью разума и воли направленно изменять протекающие в них "химические реакции". Знал об этом лейб-медик прусского короля и член всех медицинских комиссий Гуфеланд, задававшийся вопросом: "Если можно заболеть от представления о болезни, почему же не попытаться им управлять? Почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь?" Вопрос действительно актуальный, однако возможно ли обмануть организм имитацией эмоций, станут ли они подлинным переживанием?
Законы нашей психики таковы, что при разыгрывании роли "хорошего" человека срабатывает обратная связь, и человек становится таким, какую роль играет. Этот "грим души" закрепляется, изменяя характер. Иллюстрацией этой мысли может служить судьба актера Сергея Гурзо, который, сыграв Сергея Тюленина в фильме "Молодая гвардия", настолько вжился в роль, что принял и мировоззрение молодогвардейца, и его чувства.
Вильгельм фон Гумбольдт в XVIII веке высказал оптимистическую мысль о том, что со временем болезни будут расценивать как следствие извращенного образа мышления, и поэтому болеть будет считаться позорным. Его друг Гете, по существу, повторил эту идею в поэтической форме: "В нас расцветает то, что мы питаем. Таков вечный закон природы".
Как утверждают биографы, великий философ Иммануил Кант от природы был чрезвычайно болезненным. Однако волевым усилием ему удавалось приостанавливать в себе простуду. Он воспринимал слабости и недуги своего тела, как будто они его не касаются, просто игнорируя их, и вел себя как совершенно здоровый человек. "Напряженный, скованный человек, - говорит Кант, - должен двигаться и вести себя так, будто он совершенно свободен, спокоен и расторможен, потому что внешнее поведение отражается на душевном внутреннем состоянии. Серьезную игру в подражание идеальному образу следует продолжать до тех пор, пока этот образ не станет второй натурой".
Среди неутомимых пропагандистов идеи торжества духа над плотью следует назвать Прентиса Малфорда, который одним из первых проанализировал отношения физического и психического начал с учетом их взаимного влияния. Он говорит: "Если твое тело страдает недугами, думай не о них, а о том совершенном образе, в котором ты сознаешь себя. Твое тело во всех его клетках и органах есть орудие твоего духа. Своим внутренним взором ты должен видеть себя здоровым, жизнерадостным и активным, даже если ты в данный момент болен и прикован к постели. Представляй себя спортсменом, который успешно выступает на соревнованиях, показывает высшие достижения и твердо рассчитывает на победу, тогда твои внутренние силы пробудятся и включатся в борьбу с болезнью. Утверждай каждое утро, что ты чувствуешь себя сегодня лучше, чем вчера, повторяй это себе наяву и во сне, пока уверенность не превратится в действительность".
Кажется, все ясно. Если ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно чувство не могут явиться без того, чтобы не отразиться на различных частях нашего организма, остается пожелать: "Симулируйте здоровье... на здоровье!"
|